В условиях современного информационно-коммуникативного общества значительно возрастает роль философско-мировоззренческой педагогической культуры учителя XXI века, позволяющей ему осознанно определяться и ориентироваться в усложняющемся пространстве современного образования, базирующегося на различных методологических, философско-теоретических и педагогических основаниях. Процессы модернизации, затрагивающие сегодня все сферы профессиональной деятельности учителя с точки зрения оказания качественных образовательных услуг в сфере образования, предъявляют качественно иные требования к подготовке учителя для работы в учебных заведениях и качественно иные требования к самой деятельности учителя. В настоящее время формируется образ нового культурного человека: свободно мыслящего, сознающего себя и своё место в мире, а также отчётливо наблюдается социальный заказ на творческую личность, способную к саморазвитию. Значительный потенциал для реализации данной концепции заключён, на мой взгляд, в системе художественно - эстетического образования в общеобразовательной школе. За последние годы вышел в свет ряд серьёзных, содержательных исследований, посвящённых проблемам совершенствования музыкально- воспитательной и образовательной работы в современной России. Тем не менее, я, как учитель, в последнее время наблюдаю сужение пространства высокой музыкальной культуры, снижение степени её влияния на массовое сознание. Я считаю, что существует ряд причин, объясняющих такое положение вещей. Одна из главных, на мой взгляд, заключается в том, что в условиях стремительного прогресса современных информационных технологий в Россию пришёл мощный поток поп – культуры, и музыкальные интересы детей изменились. Мы вместе с ребятами работали над проектом «Прошлое, настоящее и будущее музыкального театра» и на вопрос «Что бы вы выбрали: компьютерную игру или поход в театр?» 95 % опрошенных учеников 7 класса ответили, что выберут компьютерную игру. Подростки воспринимают музыку как некое «шумовое оформление», следствием этого становится равнодушие к глубокой, содержательной музыке. Музыкальный вкус связан с оценочной мыслительной деятельностью, его уровень в значительной степени определяется общим развитием человека, его культурой, нравственными убеждениями. Когда я впервые встречаюсь с учениками, то изучаю их, смотрю, что их привлекает, что им интересно, кто включается в диалог, а кто нет. Готовясь к уроку, я думаю о каждом ребёнке, как он будет работать на уроке, какие чувства будет он испытывать. Я иду к детям, и мы вместе с ними размышляем о музыке, сочиняем мелодии, песенки, рисуем, слушая музыку, после уроков работаем над проектами. Иногда дети могут натолкнуть меня на вопрос, о котором я и не задумывалась, я начинаю размышлять, изучать, анализировать. Мировоззренческая культура педагога находится в постоянном поиске, переосмыслении того, что он делает. Безусловно, педагог должен работать над собой. Все виды деятельности и формы работы в школе (уроки музыки и различные внеклассные мероприятия) требуют от учителя профессиональных знаний и умений не только музыканта, но прежде всего педагога. Я уже несколько лет являюсь руководителем районного методического объединения учителей музыки и заметила, что мои коллеги не всегда воспринимают свою специальность комплексно, порой выражая себя в какой-то одной области музыкально-педагогической деятельности (например, хорошо знает историю музыки, но слабо - теорию, умеет дирижировать, но плохо владеет инструментом). В соответствии же с современными требованиями учитель должен быть разносторонне образованным. Практика показывает, что учитель, владеющий всем комплексом знаний, умений и навыков в различных областях музыкально – педагогической деятельности, сможет квалифицированно проводить уроки. Учитель музыки – это человек с ярко выраженной демократической направленностью личности, гуманист, имеющий широкий кругозор и обладающий системой представлений об обществе и месте человека в нем. Социальная значимость профессии учителя музыки обуславливается исключительным влиянием на духовное развитие личности предметов эстетического цикла. Посредством приобщения к культуре у человека вырабатывается система этических ценностей, формируются идеалы и убеждения, которые дают мощный толчок к совершенствованию личности в любой деятельности. Классическое наследие, фольклор, современные образы художественного и музыкального искусства направлены на развитие и формирование гуманистического мировоззрения учителя. Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на уроке: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации урока. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. Я стараюсь, чтобы в целом урок по содержанию и по форме представлял собой произведение искусства, должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыке. Разрабатывая уроки музыки, я всегда стараюсь помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей передо мной, но и от времени, когда программный материал осваивается. Я учитываю современное состояние культурной обстановки в обществе, сегодняшнее восприятие жизни учащихся. Если замысел урока будет интересен лично учителю, в свете его сегодняшнего жизневосприятия, тогда даже уже знакомый музыкальный материал будет раскрыт по-новому. И это свежее прочтение определит разработку урока и его замысел, который реализуется, прежде всего, в выборе методических приемов изучения музыкального произведения. В зависимости от ритма урока я стараюсь подобрать темп и ритм своей речи, подбираю другие средства педагогического воздействия -об эпическом я рассказываю неспешно и величаво, а о смешном живее, используя в этом случае другой стиль речи. Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания. Художественная деятельность занимает в жизни особое место, она тесно связана с творчеством. В работе учителя музыки художественное творчество проявляется в умении интересно, увлекательно проводить уроки музыки и внеклассные занятия, ярко, образно исполнять музыкальные произведения. Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности, которая носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроем. Вообще педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны - творчество учителя, с другой - на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся. Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Творческая деятельность учителя предполагает и педагогическую импровизацию, которая обуславливается его способностью быстро и правильно оценивать ситуацию и поведение учащихся и оперативно находить решение. Огромное значение для этого имеет уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и научная эрудиция. Творческая природа музыкального искусства открывает особенно большие возможности для творчества учителя музыки. Ведь она проявляется не только в сознании, но и в интерпретации музыкальных произведений на основе постижения композиторского замысла, идеи, художественного образа и смысла произведения. Решающую роль в этом процессе играют музыкально-слуховые представления, интеллект музыканта, его музыкальный опыт, владение средствами художественной выразительности. При этом следует подчеркнуть, что творческая деятельность в области занятий искусством требует от человека повышенной эмоциональности, образности мышления, богатства художественных ассоциаций. Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный активный характер, учителю необходимо, подбирая дополнительный репертуар для урока музыки и для внеклассной работы, включать произведения, которые могут служить основой для развития конкретных творческих навыков и в это же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся. С целью формирования у школьников ассоциативного мышления я привлекаю аналогичный материал из смежных областей других видов искусства, стараюсь умело импровизировать в неожиданных ситуациях, использую разнообразные формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности (словесно- иллюстративная, поисковая и т.д.). Я разрабатываю серии творческих заданий и нахожу наиболее эффективные формы их постановки перед школьной аудиторией (в основном для этого используется внеклассная работа), применяю различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя из главной задачи каждого конкретного урока. Большое значение в современном образовании имеет информационная культура. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка .Благодаря мультимедийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать). Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона восприятия музыки. Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, что позволяет учащимся устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п. Обеспечить развитие продуктивных возможностей подрастающих поколений в образовательном процессе может учитель, чей потенциал определяется высоким уровнем развития профессиональной культуры педагога. Профессионально важным становится развитие ценностного сознания и самосознания, духовной, нравственной, интеллектуальной и методологической культуры, способности к сотворчеству и диалогу, богатство личностных проявлений, образности постановки и решения проблем, одухотворенности, ощущения внутренней свободы, педагогического артистизма.
|