Среда, 21.11.2018
Сайт Таранторовой Оксаны Сергеевны
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [2]
Меню сайта
Наш опрос
Ваш любимый музыкальный стиль
Всего ответов: 255
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Урок музыки - импульс к развитию творческих способностей учащихся младших классов.

«Урок музыки – импульс к развитию творческих способностей учащихся младших классов».

Своё обобщение опыта я хочу начать словами философа, музыканта начала ХХ века Хазрата Инайят Хана: « В мире многие понимают музыку как источник развлечения, времяпрепровождения, а музыканта как затейника. Хотя нет никого, кто бы, живя в этом мире, думая и чувствуя, не считал бы музыку самым священным из всех искусств. Музыка затрагивает глубочайшие части человеческого существа, она проникает дальше, чем может проникнуть любое другое впечатление внешнего мира".

 Моя задача как учителя на уроке дать такой заряд ученику, чтобы ему хотелось слушать и музицировать вне урока, искать дополнительные пути, ведущие к общению с музыкой и находить их, стремиться творчески подходить ко всему, с чем его сталкивает жизнь. Поэтому урок музыки можно рассматривать как толчок к дальнейшему развитию творческих способностей, как учащихся, так и самого учителя.

 Во все времена школа была призвана воспитывать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал успешным и востребованным в нём. В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди инициативные, творческие и мобильные. Школа должна готовить детей к жизни, поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы личности ребёнка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

В своей работе я столкнулась с тем, что у детей вызывает затруднение умение словесно оформлять свои впечатления о музыке, рассказывать о её эмоциональном восприятии. Возможно, это связано с тем, что в настоящее время интересы детей обращены к компьютерам, игровым приставкам, мобильным телефонам, просмотру телепередач и видеофильмов. Дети становятся равнодушными, инертными, они мало читают, редко бывают на концертах, меньше общаются друг с другом. Задача учителя музыки - не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа……

 Проблемы развития творческих способностей учащихся рассматриваются в работах А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Идеи воспитания творческой личности отражены в трудах Б.М. Теплова, Б.Асафьева, Б.Л. Яворского и Д.Б. Кабалевского. Б.Асафьев писал: «Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок подражающий актам других».

КАК     - разбудить в детях интерес к самим себе?

                    - объяснить им, что самое интересное скрыто в них самих, а не в игрушках

                       и компьютерах?

                     -заставить «душу трудиться»?

                     - сделать творческую деятельность потребностью, а искусство –

                        необходимой частью жизни?

Решить поставленную задачу я стараюсь через воплощение моей методической идеи – развития творческих способностей учащихся через гармоничное сочетание урочной и внеурочной деятельности.

Урок является основной единицей организации школьного обучения. Процесс погружения в музыкальное искусство на уроке должен выглядеть как совместная деятельность учителя и детей, мы становимся друг для друга «коллегами», отличаясь только уровнем знаний и опытом. Моя роль как преподавателя:

§  определить общее направление работы, создать условия для инициативы обучающихся;

§   я – консультант, помощник при серьезных затруднениях;

§  мой ученик – полноправный участник учебного процесса, он ведет исследование, поиск самостоятельно или во взаимодействии с другими обучающимися.

В соответствии  с концептуальными положениями ФГОС методологической основой организации урока является системно - деятельностный подход, реализация которого возможна через применение инновационных технологий:

Я предлагаю рассмотреть применяемые мной технологии, которые способствуют развитию творческих способностей на примере урока музыки в 1 классе по теме: «Родина музыки. Маршевый порядок».

1.      Технология развивающего обучения

Методы и приёмы развивающего обучения способствуют тренировке и развитию памяти, мышления, активности наблюдательности, целеустремлённости, логике.

При знакомстве с жанром марша и его разновидностями можно просто рассмотреть марш как определенный устоявшийся в музыке жанр, различать военные, игрушечные, спортивные, траурные марши, найти  общие для всех маршей черты. Но можно, это сделать по-другому: рассмотреть всеобщее отношение — жизнь-музыка, в их взаимовлиянии. Поставим детей в воображаемую жизненную ситуацию.

Представим себе: в старинном русском городе в княжеском тереме сидит задумавшись человек. Услышав скрип двери, он оглядывается и видит вошедшего в горницу усталого воина в запылённой одежде.

- Княже, говорит воин, - я прискакал к тебе с недоброй вестью: идёт на наш град несметная сила, уничтожая всё на своём пути. Совсем скоро полчища подойдут к стенам града.

Что нужно делать князю? Как вы думаете, какие ответы дают дети?

(Собрать войско, народ)

А как?

(Послать гонцов на конях)

Долго

Ударить в колокол, все услышат и сбегутся.

Да, да! На Руси такое было: в минуту опасности били в набатный колокол.

Интересно, что дальше будет?

Собрал князь народ на площади и обратился к нему со словами

- Братья воины! Суровое испытание  обрушилось на нашу землю! Лучше быть убитым, чем пленным. Встанем же грудью за землю русскую.

А как собравшиеся поймут, пора идти или нет? в каком направлении двигаться?

(Нужен боевой сигнал!) Каким инструментом можно подать этот сигнал?- Трубой!!!

Хорошо, сигнал услышан, но теперь следующая задача:

Как организовать толпу вооружённых людей и превратить эту толпу в войско?

В каком направлении двигаться?

(Выбрать командира.)

Но ведь командиры должны договориться между собой, а времени нет. Да в шуме их никто и не услышит.

А может нам нужен ещё один музыкальный инструмент? Какой же???

-БАРАБАН!

Люди услышат ритм и смогут слаженно выступать за музыкой в нужном направлении.

А что будут делать воины шествуя за барабанной дробью?

Конечно же  маршировать!!!!

Таким образом я подвожу детей к теме урока.

Далее следует слушание музыки. Я не сообщаю предварительно названия, в связи с тем, чтобы дети определили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей своё название, исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено. Таким образом, развивается творческое воображение. (звучит «Марш деревянных солдатиков»).

На таком уроке детское творчество представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умением оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях. Творчество учащихся тем и ценно, что они сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.

2.     Игровые технологии;

Использование игровой технологии является неотъемлемой частью методики преподавания музыки в начальных классах. Игра – это наиболее доступный вид деятельности ребенка младшего школьного возраста, который способствует расширению поведенческого диапазона ученика, развитию коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, побуждает к творчеству.

В своей практике я использую следующие игровые приёмы: инсценирование  (инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов из музыкальных сказок), игры на развитие слухового внимания,  игры на развитие чувства ритма, игры на развитие динамического слуха, импровизацию. 

Сейчас я покажу, как использую приём импровизации, для этого вернёмся к теме

« Маршевый порядок». Итак, после того как мы определили тему урока, дали название маршу, я предлагаю сочинить свой марш. Но сначала необходимо определить, кем мы будем? Ребята хотят быть и военными, и спортсменами, но я подвожу их к тому, что музыка – это сказочная страна, а в сказках всё может быть. И предлагаю сочинить марш лягушат. Мы сочиняем слова, мелодию к ним и в результате этой деятельности усилиями детей создаётся творческий продукт. Импровизация находит продолжение в инсценировании. Мы выбираем командира и инсценируем сочинённый нами марш.

Фантазия, сиюминутность рождения и воплощения многих идей, атмосфера непринуждённости составляет суть игровой деятельности на уроке.

3.     Технология критического мышления.

Большим потенциалом для развития творческих способностей обладают методы и приёмы технологии развития критического мышления. На уроках музыки, начиная уже с младшего школьного возраста я использую следующие приёмы:  «Мозговую атаку» использую с целью активизации имеющихся знаний. Групповая дискуссия», «Синквейн», "Верите ли вы?", «Дерево шедевров», Музыкальный ринг.

Обычно на стадии рефлексии мы составляем синквейн. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах.

Например:

 Марш.

 Спортивный, военный.

 Призывает, собирает, вдохновляет.

 Он может организовать людей.

 Шествие.

Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, вырабатывать собственное мнение.

4.     Проектная технология

Активизировать познавательную деятельность учеников, превратить урок музыки в настоящий творческий процесс, помогает мне метод проектов. Проект цене тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, исследовательской деятельности. Меня радует то, что  ученики свободно выражают собственные мнения, чувства, активно включаются в работу и чувствуют личную ответственность за реализацию проекта. В своей практике я использую различные формы проектов, а проектную деятельность применяю как  на уроках, так и  в неаудиторной деятельности.

Использование данных технологий позволяет придать урокам практическую направленность, построить их игровом действе и творческом характере обучения. На таких уроках каждый ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, свободно реализует свои способности, у него развивается творческое мышление.

Развитие творческих способностей на уроке должно найти своё логическое продолжение во внеучебное время, реализуясь в творческой, самостоятельной деятельности школьников. Из урока должен идти импульс на внеклассную работу.

Возможности для творческого развития после уроков предоставлены обучающимся нашей школы в школьных кружках: театральном, хоровом, фольклорном, танцевальном.

Я бы хотела представить опыт работы театрального кружка. С 2009 учебного года в нашей школе на основе теперь уже 3 «А» класса реализуется проект «Школьный театр». Художественным руководителем театра «Сказка» является Биркле Н.В. классный руководитель ребят, а музыкальным руководителем стала я. Цель проекта – творческое развитие личности на основе приоритетов художественного образования и интеграции искусств.

Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. С помощью таких выразительных средств, как интонация, пение, мимика, жест, разыгрываются музыкальные сказки. На занятиях театрального кружка, ребята узнали как появился театр, как развивалось театральное искусство.  Разучивали стихи, сценки, сочиняли сказки, небылицы, потешки. Тут же и перевоплощались  в героев своих историй: забавного медведя, хитрую лисицу, весёлого колобка и хвастливого зайца. Царевен прекрасных столько было, что и не счесть. А фантазии, смеха сколько, да радости у самих  актёров! Дети не только знакомятся с содержанием произведения и воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события и взаимоотношения между героями спектакля. Театрализованные представления способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества.

 Работа театрального кружка «Сказка» направлена на:

широкое внедрение театрального искусства в школе; творческое развитие личности на основе приоритетов художественного образования; создание эстетически развитой аудитории зрителей; сохранение традиций в области театрального искусства; выявление одаренных детей, создание условий для их развития.

Результаты реализации проекта:

В рамках работы над проектом были осуществлены следующие постановки: "Муха - Цокотуха", "Стрекоза и Муравей", "Колобок", "Про Емелю - дурака", "Кот в сапогах".

Прошло три года. Есть у театра «Сказка» и успех, и награды, и любовь зрителей. Есть у ребят и желание играть на сцене, дальше осваивать театральное искусство. Многие за это время побывали в гостях у театра «Сказка». После постановок на школьной сцене музыкальных спектаклей,   музыкальный театр «Сказка» пополняет свои ряды новыми участниками.

Кроме театрального, ребята посещают и другие кружки. Но, как показывает диагностика результативности кружковой деятельности, именно работа театрального кружка стала самой результативной.

Свой опыт работы по развития творческих способностей учащихся через гармоничное сочетание урочной и внеурочной деятельности я распространяю через активное участие в методической работе района.

Подводя итог вышеизложенному, хочу подчеркнуть, что музыкальная деятельность в школе способствует развитию творческого потенциала школьников. Активное участие ребёнка в разных видах музыкальной деятельности помогает выявить и развить ритм, слух, память, даёт шанс ребёнку попробовать свои силы. Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию и воображение, создаёт мощный творческий импульс и радостное, приподнятое настроение. Музыкально- творческая деятельность даёт детям возможность снять психологическое напряжение или, наоборот, активизировать чрезмерно заторможенную эмоциональную сферу. Творческое восприятие музыкальных произведений приобщает учащихся к мировому культурному наследию, расширяя их кругозор, а значит, делая их духовно богаче в целом.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Oksana (29.03.2012)
Просмотров: 3639 | Комментарии: 1 | Теги: развитие творческих способностей., урок музыки | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Меню сайта
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz